(2 января/ 15 января)
Из воспоминаний архиепископа Истринского Арсения (Епифанова):
Чтобы все было понятным, расскажу предысторию событий. В вопросе обретения мощей преподобного Серафима Саровского очень помог покойный ныне архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан). Именно с его назначением в 1987 году на Тамбовскую кафедру стали предприниматься большие усилия по возрождению духовной жизни на Тамбовщине. Попутно Владыка изучил массу документов и случайно наткнулся на те, которые содержали описание вскрытия сотрудниками НКВД раки мощей преподобного Серафима Саровского. Конечно, это жуткая бумага – в отношении святого угодника Божия было проявлено мародерство, но она ценна буквальным, детальным описанием каждой косточки, каждого позвонка, обнаруженного в раке Преподобного.
В 1990 году состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором митрополит Ленинградский Алексий был избран на Патриарший престол. А в конце года мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов. Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой – такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов... »
Конечно, я сразу же поставил в известность Святейшего Патриарха. Святейший переговорил со Станиславом Алексеевичем, и тогда же, в декабре, под председательством Владыки Евгения была создана специальная комиссия. Я тоже входил в нее, а также и некоторые священнослужители Санкт-Петербургской епархии.
И вот мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград) и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала «находка». Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам – здесь же никаких документов не было. Но я уже говорил вначале, что еще в 1988 году Владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием (собственно, поэтому Владыка Евгений и стал председателем комиссии). По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития Преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости!
Что меня тогда поразило больше всего? Голова преподобного Серафима была в скуфейке с круглым отверстием на лбу. По-видимому, на это отверстие раньше была наклеена какая-то круглая металлическая пластинка, чтобы люди к ней прикладывались. Так вот, кости черепа Преподобного – темного цвета, а это место – светлое-светлое, настолько оно зацеловано. От этого возникло какое-то радостное чувство...
После освидетельствования мощей Святейший Патриарх дал распоряжение директору Софринского завода изготовить раку для преподобного Серафима. Потом вызвал митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая и сообщил ему об обретении мощей преподобного Серафима.
Церковный народ узнал об этом событии немного позже. На Рождественском Патриаршем поздравлении в Богоявленском Елоховском соборе Святейший Патриарх в ответ на приветствие митрополита Ювеналия, обращаясь к молящимся, сказал: «А еще хочу, дорогие мои, сообщить об одном необычном явлении, которое Господь даровал нам в эти дни: обретены мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца!» Меня поразило, как весь собор буквально вздохнул: настолько это глубинное переживание было в людях!
В середине января 1991 года Святейший Патриарх отбыл в Петербург (тогда еще Ленинград), там мощи Преподобного с торжественным пением были вынесены из хранилища в Казанский собор (он еще не был передан Церкви), где было совершено краткое молитвословие. Затем мощи перенесли в Александро-Невскую Лавру, в святых воротах которой дорогую святыню встречали клир и паства Ленинградской епархии.
Несколько недель мощи преподобного Серафима находились на поклонении в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В праздник блаженной Ксении Петербургской Святейший опять посетил Северную столицу, а вечером 6 февраля мощи преподобного Серафима при пении множества собравшегося на улицах народа – «Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас!», «Величаем тя, преподобне отче наш Серафиме!» – крестным ходом были перенесены из Александро-Невской лавры на Московский вокзал. Проходя по Старо-Невскому, по другим улицам, которые были определены для крестного хода, как было умилительно видеть множество народа со свечами, слышать это тихое молитвенное пение! Не было ни крика, ни гомона, ни какого-то ажиотажа... Не было той сумятицы, какая сопутствует обычно митингам, собраниям... Все пронизывало особенное, духовное радование!
Для доставки мощей Преподобного в Москву был выделен специальный вагон поезда. Когда процессия с крестным ходом подошла на вокзал, мы увидели, что все перроны и подходы к зданию вокзала были сплошь заняты народом! В этот момент, мне кажется, работа вокзала вообще была парализована...
Когда отъезжали, такое было чувство, без слез не передашь! Вагон с мощами преподобного Серафима был в поезде последним, в нем также находился Святейший Патриарх. Когда поезд тронулся, все люди, стоявшие на перронах или у входа в вокзал, опустились на колени. Этот момент – поклон жителей Петербурга, прощавшихся с Преподобным – настолько запечатлелся в памяти, что его трудно забыть. Это был единый душевный порыв...
По пути в Москву духовенством всю ночь читались акафисты, служились молебны. Утром прибыли на Ленинградский вокзал столицы. Наш приезд никак не был афиширован, но все равно: когда наш поезд подъехал, нас было намного меньше, чем встречавших мощи на перроне! Такая всех охватила радость, когда каким-то образом разнеслась весть о прибытии мощей, что люди прибыли и без объявления.
От Ленинградского вокзала к Богоявленскому кафедральному собору состоялся большой крестный ход с мощами преподобного Серафима. Помню, это случилось на праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали»: морозный день, поземка, но погода никак не сказывалась на настроении собравшихся, радость переполняла всех!
Когда мощи Преподобного внесли в Богоявленский собор, сразу спонтанно начался благодарственный молебен: ни книг, ни последования – все наизусть, по вдохновению, такое воодушевление было!
В этот же вечер у мощей преподобного Серафима состоялось наречение во епископа Саранского Владыки Варсонофия, а на следующий день, 8 февраля, совершилась его епископская хиротония. И ведь это, я думаю, тоже не случайно: Саранск – это в Мордовии, а Мордовия входила раньше в Тамбовскую Епархию, где подвизался преподобный Серафим!
С февраля до июля 1991 года мощи Преподобного пребывали в Богоявленском кафедральном соборе. Летом состоялся грандиозный крестный ход – уже на автомобилях – во главе со Святейшим Патриархом, иерархами и священнослужителями Русской Православной Церкви для переноса мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево, во вновь открытую Дивеевскую женскую обитель.
Этот крестный ход прошел буквально по всей России: по городам и Московской, и Владимирской, и Нижегородской областей, и дальше – через Арзамас – в Дивеево. Конечно, запомнилось многое: множество людей разного звания и положения, стремившихся приобщиться к святыне. Повсюду крестный ход сопровождала масса людей, особенно поразили меня встречающие в Лакинске. Поскольку в этом городе не было предусмотрено остановки, а кроме того, уже на подъезде к Лакинску начался ливень, мы хотели ехать, не останавливаясь. Но что мы увидели? На дорогу вышло много людей – с хоругвями, крестами, цветами и иконами. Они вышли поприветствовать преподобного Серафима! А тут – ливень! И вдруг, увидев наш кортеж, все эти люди, несмотря на потоки воды, становятся на колени! Трудно передать, какие тобой овладевают чувства, когда видишь такое благоговение перед святыней!
И так было по всему пути следования: повсюду люди выходили на обочину, встречали мощи Преподобного, каждый по-своему выражал радость от встречи со святыней.
Въезжаем во Владимир... Владыка Владимирский, архиепископ Евлогий, со множеством клира вышел навстречу мощам к Золотым воротам города. И тут – такая поразительная картина: мощи стоят по центру, Владыка Евлогий – во вратах, клир около него, а вокруг все заполнено народом! Огромнейшая площадь, вниз от собора, сплошь занята людьми, которые пришли поклониться преподобному Серафиму.
На следующий день маршрут продолжился далее. И повсюду, на каждой остановке, совершались службы, пелись молитвы. Заезжали и в Вязники, и в Гороховец...
Потом приехали в Нижний Новгород: большой ярмарочный собор, масса людей... Собор стоит на открытой площади, тени нет, жара... Пришлось выносить мощи на паперть южного придела, чтобы люди могли приложиться: народ шел нескончаемым потоком. Далее – в Арзамас, там в соборе была совершена епископская хиротония Владыки Иерофея, ныне почившего. Далее крестный ход с мощами Преподобного проследовал в Дивеево.
По дороге в Дивеево находится несколько сел и деревень, оттуда тоже выходили люди – с крестами и иконами, вставали по обочине... Пришлось, конечно, и здесь останавливаться.
Так прошел этот удивительный крестный ход – с большими и малыми остановками. Сейчас я хочу поблагодарить всех, кто принял в нем участие: кто помощью, кто молитвой, кто еще чем-то... Скажу спасибо всем, потому что без нашей общей солидарности невозможно было бы организовать такое значительное мероприятие, которое целиком захватило все наше общество.
А затем уже Господь сподобил нас обрести мощи и других угодников Божиих, преподобный Серафим Саровский был первым...
Тропарь преп. Серафиму, Глас 4-й
От юности Христа возлюбил еси блаженне, и Тому единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матере явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Кондак преп. Серафиму, Глас 2-й
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси, и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению: сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче наш Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов, и собеседниче Ангелов.
Источник: Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря